Целью
фортепианной педагогики является развитие у ребёнка любви к музыкальному
искусству, формирование художественного вкуса, умение слушать и понимать
музыкальное сочинение, чему в большей степени содействуют изучение лучших
образцов фортепианной литературы. Основным положением исполнительской этики
является раскрытие образно-эмоционального содержания музыкального произведения.
Оно определяет направление музыкально-педагогического процесса, служит основой
в решении исполнительских задач.
Обучение музыканта-исполнителя
представляет собой сложный процесс, предполагающий решение четырёх основных
задач: воспитание художественного мышления, развитие личной инициативы в
трактовке музыкального произведения, формирование пианистических навыков и
эстрадно-исполнительских качеств.
Изучая стиль работы многих преподавателей
музыкальных отделений ДШИ и сопоставляя его со способами преподавания в средних
общеобразовательных школах, где чётко видна последовательность действий в
процессе изучения той или иной темы дисциплины (объяснение, далее задание на
дом для самостоятельной работы, ответ на следующем уроке, неоднократные
повторения материала через различные промежутки времени и, наконец, контрольные
работы или экзамены -таким образом идёт закрепление знаний, формирование
необходимых навыков работы для приобретения этих знаний и применения их в
различных ситуациях),, можно сделать вывод, что в организации последовательной
работы над определённой тематикой музыкальной дисциплины кроются ресурсы
совершенствования учебного процесса, улучшения качества обучения и развития
музыканта.
Какими же должны быть тематика учебного
процесса в классе специального фортепиано и логическая последовательность
учебных задач, обеспечивающие всестороннее, органичное развитие учащихся?
Обратимся к четырём задачам, стоящим
перед преподавателем в процессе воспитания музыканта, о которых речь шла выше.
Воспитание художественного мышления
музыканта проходит по трём основным направлениям: накопление музыкальной
информации, её осмысление на основе вскрытия связей между закономерностями
музыкального языка и образно-эмоциональными представлениями и как результат
-оперирование приобретёнными понятиями в композиторской, исполнительской и
теоретической деятельности музыканта.
Для улучшения процесса воспитания
художественного мышления музыканта необходимо:
—поставить в основу
обучения формирование понятий и навыков до полного и глубокого их усвоения;
—определить тематику
учебного процесса, исходя из логики усложнения задач и особенностей мышления
учащихся различных возрастных категорий;
—подчинить решению этих
учебных задач подбор музыкального репертуара;
—организовать контроль
за усвоением знаний для определения возможности дальнейшего продвижения вперёд.
Формируя пианистические навыки
учащегося, преподаватель должен добиваться того, чтобы ученик постоянно
контролировал звуковой результат своих действий и учился находить рациональную
организацию пианистического аппарата.
Большое значение имеет
психологическое и физическое развитие ребёнка, регламентирующее эмоциональные
нагрузки в процессе занятий и двигательные возможности аппарата, определяющие
степень сложности одновременных действий двух рук и др.
Экспериментальная практика, направленная на
формирование комплекса инструментально-исполнительских навыков, показала, что
это направление работы требует более жёсткой, чем при воспитании
художественного мышления, последовательности усложнения задач во избежание
возникновения ненужных привычек, от которых в дальнейшем трудно избавиться.
Из всего сказанного выше, следует
вывод о том, что оба главных направления работы в процессе развития музыканта
требуют решения вопросов: чему учить, в какой последовательности решать учебные задачи, когда переходить к
работе над очередными задачами, какой репертуар нужен для решения актуальных
задач.
Личная творческая инициатива и
эстрадно-исполнительские качества на начальном этапе обучения воспитываются в
процессе освоения учебных задач по развитию художественного мышления, а по мере
возникновения осознанного отношения к вопросам трактовки произведения и
исполнительского воздействия на аудиторию педагогу необходимо формировать у
ребёнка потребность самовыражения в творческом процессе.
Большой объём материала,
разнообразие учебных и воспитательных задач, необходимость соблюдать их
последовательность, взаимодействия для органичного развития юного музыканта
предполагают фиксацию комплексного метода в учебном документе.
Задача воспитания художественного
мышления, занимающая центральное место в данной методике, и формирование на
этой основе практических исполнительских навыков выступают как взаимосвязанные
процессы . Очень важна опора на научные знания и практический опыт, накопленные
в области музыкальной педагогики.
1-ая четверть.
ПЕСНЯ, МАРШ, ТАНЕЦ как основа начального
обучения пианиста.
На основе изучения песни, марша,
танца осуществляется формирование практических навыков, включая чтение с листа
и транспонирование, освоение теоретического материала и творческую деятельность
(то есть импровизацию и сочинение музыки), которая является кульминационным
моментом для осмысления музыкальных явлений в каждый данный отрезок времени и
одновременно способом контроля за усвоением учебного материала.
Песня, марш, танец -три основные жанровые сферы, в которых музыкальное
начало находится в неразрывном единстве со словом (песня), движением (марш,
танец), словом и движением (игровая и танцевальная песня, хоровод). В них
формируется всё жанровое многообразие музыкальной культуры, весте с тем, они
близки детскому мировосприятию и помогают ребёнку сразу же включиться в процесс
активного творческого действия. Немаловажную роль в начале обучения в
музыкальных отделениях ДШИ играет репертуар, усвоенный ребёнком в детском саду
и на занятиях музыкой в средней школе. Этот багаж на раннем этапе обучения
помогает привить ребёнку интерес и любовь к музыке, что, в свою очередь,
способствует пониманию музыки, осознанию её содержания, представлению о тех
средствах, которыми оно выражено.
Внимание педагога должно быть направлено на живое общение с учеником на
языке музыки, дополняемое яркими ассоциативными представлениями для
конкретизации музыкальных явлений.
|