Ефимова Марина Викторовна

Суббота, 18.05.2024, 09:59

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

"Значение сенсорно - развивающей среды в развитии духовно – нравственного потенциала учащихся на уроках фортепиано"

                                                                      «Продлись, продлись очарованье…»

                                                                                                              А.С. Пушкин

 

О, это благословенное время для развития сенсорных способностей детей – начальная школа. Научить ребёнка полнее чувствовать природу, людей, явления через развитие музыкальных способностей – является актуальной  задачей современного педагога.

Открытая детская душа приходит в этот школьный мир с широко распахнутыми глазами. И сколько неимоверно интересного, зачастую волшебного происходит с ребёнком и вокруг него в окружающем мире. И таким волшебством является музыка. И какое счастье, если ученика окружают добрые, чуткие и опытные педагоги. Задача педагога и всего педагогического коллектива создать такую среду в школе, в которой ребёнок будет расцветать как нераскрывшийся бутон.

Музыка задействует самые  важные центры в коре головного мозга детей, которые способствуют развитию абстрактного мышления. Для этой цели в нашей школе существует школа искусств. Кому как не ей удовлетворять ненасытную тягу детей к музыке, к извлечению музыкальных звуков на музыкальных инструментах.

Ребёнку всё интересно, ему всё познавательно, всё хочется испытать. И как замечательно, когда в нём раскрываются искры таланта, в одном ученике, в другом, в третьем. Замечено, что рядом со способными детьми подтягиваются середняки и лучше успевают по предметам.

Мы в нашем классе фортепиано на музыкальном отделение школы искусств  используем иллюстрации. Например, ребёнок, исполнив музыкальное произведение, выполняет зарисовку художественного образа цветными карандашами, фломастерами или красками. На стенде в классе вывешиваются его работы. Дети рассматривают рисунки, делятся впечатлениями и часто спрашивают: «А когда повесите мою работу?». Им очень хочется показать людям своё понимание данного музыкального произведения и педагогу приходится часто пополнять стенд новыми работами.

Игра на музыкальных инструментах, в частности, на фортепиано, это кладезь для развития сенсорных способностей. Здесь ребёнок учится и пространственному ориентированию на клавиатуре, ведь нужно пальчиками запомнить расстояние между клавишами и исполнить разные фигурации в различных темпах и контрастных характерах. Это также способствует развитию тактильных ощущений.

Как известно, при игре на фортепиано, у ребёнка задействовано пять видов памяти – зрительная, слуховая, тактильная, двигательная, осязательная. Поэтому, когда мы занимаемся разучиванием песенки «До, ре, ми» Т. Смирновой с учащейся первого класса Николаевой Юлией, то на припев она, выучив танцевальные движения, пританцовывает, похлопывает и притопывает.

Для создания более обогащённого музыкального звучания, в благоприятной психологической обстановке, ученица слушает в записи музыкальное произведение и у неё рождается страстное желание исполнить под фонограмму эту песенку. Она  играет и сольфеджирует, и пропевает мелодию с текстом.  Для этого мы используем различные виды фонограмм – плюсовую, минусовую и с сольфеджио. Такие занятия будят воображение и развивают интуицию ученика.

 Когда мы с Юлей учили «Этюд» Л. Шитте она вдруг стала варьировать мелодию. Одним словом ребёнок проявил зачатки импровизационного творчества! Сам! Вот это удача! В таких ситуациях детей от инструмента не оторвать. Им всё хочется потрогать своей собственной рукой и даже заглянуть внутрь инструмента и понаблюдать как здорово бьют лёгкие деревянные молоточки по туго натянутым струнам. Задача педагога в такие моменты состоит в том, чтобы поддержать эту божественную искру в ученике, не дать ей пропасть незамеченной.

А вот другой ученик третьего класса Денисов Алёша любит играть под метроном, что способствует развитию ритма. Его завораживает музыкальный ритм произведений композиторов-классиков И. Баха, В. Моцарта и композиторов-романтиков Р. Шумана, П. Чайковского и чувашских композиторов Г. Воробьёва, В. Ходяшева, с произведениями которых он ежегодно успешно выступает на праздничных концертах.

Под руководством педагога старшие мои ученики выполняют мультимедийные презентации о творчестве композиторов, произведения которых они исполняют. Так, Осипова Таня выполнила презентацию о композиторе В. Калиникове, Паркина Катя о И. Бахе, Гаврилова Аня о Л. Бетховене, Нестерина Маша о чувашском композиторе Г. Воробьёве. Эта ученица ежегодно выступает на чувашском городском фестивале искусств  «Çурхи хаваслăх», проводимом на базе нашей школы. Художественный образ здесь обогащает также и элемент сценического искусства - национальный чувашский костюм, вышитый чувашским орнаментом и обшитый звенящими монетами.

Всё это будит воображение и помогает развивать исполнительскую волю ученика, повышает любовь к публичным выступлениям, помогает быть успешным в жизни. Доктор искусствоведения, профессор Д. Кирнарская писала: «Умение держаться на сцене – это школа жизни», «Для чего учиться музыке? - Чтобы быть лучшими в любой профессии».

 Таким образом,  создание благоприятной сенсорно – развивающей среды с использованием  здоровьесберегающих технологий способствует развитию духовно-нравственного потенциала учащихся.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: efimova (11.06.2012)
Просмотров: 645 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта

Категории раздела

Мои статьи [11]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0