«Продлись, продлись очарованье…»
А.С. Пушкин
О, это благословенное время для развития сенсорных
способностей детей – начальная школа. Научить ребёнка полнее чувствовать
природу, людей, явления через развитие музыкальных способностей – является
актуальной задачей современного педагога.
Открытая детская душа приходит в этот школьный мир с
широко распахнутыми глазами. И сколько неимоверно интересного, зачастую
волшебного происходит с ребёнком и вокруг него в окружающем мире. И таким
волшебством является музыка. И какое счастье, если ученика окружают добрые,
чуткие и опытные педагоги. Задача педагога и всего педагогического коллектива
создать такую среду в школе, в которой ребёнок будет расцветать как
нераскрывшийся бутон.
Музыка задействует самые важные центры в коре головного мозга детей,
которые способствуют развитию абстрактного мышления. Для этой цели в нашей
школе существует школа искусств. Кому как не ей удовлетворять ненасытную тягу
детей к музыке, к извлечению музыкальных звуков на музыкальных инструментах.
Ребёнку всё интересно, ему всё познавательно, всё
хочется испытать. И как замечательно, когда в нём раскрываются искры таланта, в
одном ученике, в другом, в третьем. Замечено, что рядом со способными детьми
подтягиваются середняки и лучше успевают по предметам.
Мы в нашем классе фортепиано на музыкальном отделение
школы искусств используем иллюстрации.
Например, ребёнок, исполнив музыкальное произведение, выполняет зарисовку
художественного образа цветными карандашами, фломастерами или красками. На
стенде в классе вывешиваются его работы. Дети рассматривают рисунки, делятся
впечатлениями и часто спрашивают: «А когда повесите мою работу?». Им очень
хочется показать людям своё понимание данного музыкального произведения и педагогу
приходится часто пополнять стенд новыми работами.
Игра на музыкальных инструментах, в частности, на
фортепиано, это кладезь для развития сенсорных способностей. Здесь ребёнок
учится и пространственному ориентированию на клавиатуре, ведь нужно пальчиками
запомнить расстояние между клавишами и исполнить разные фигурации в различных
темпах и контрастных характерах. Это также способствует развитию тактильных
ощущений.
Как известно, при игре на фортепиано, у ребёнка
задействовано пять видов памяти – зрительная, слуховая, тактильная,
двигательная, осязательная. Поэтому, когда мы занимаемся разучиванием песенки
«До, ре, ми» Т. Смирновой с учащейся первого класса Николаевой Юлией, то на
припев она, выучив танцевальные движения, пританцовывает, похлопывает и
притопывает.
Для создания более обогащённого музыкального звучания,
в благоприятной психологической обстановке, ученица слушает в записи
музыкальное произведение и у неё рождается страстное желание исполнить под
фонограмму эту песенку. Она играет и
сольфеджирует, и пропевает мелодию с текстом. Для этого мы используем различные виды
фонограмм – плюсовую, минусовую и с сольфеджио. Такие занятия будят воображение
и развивают интуицию ученика.
Когда мы с Юлей
учили «Этюд» Л. Шитте она вдруг стала варьировать мелодию. Одним словом ребёнок
проявил зачатки импровизационного творчества! Сам! Вот это удача! В таких
ситуациях детей от инструмента не оторвать. Им всё хочется потрогать своей
собственной рукой и даже заглянуть внутрь инструмента и понаблюдать как здорово
бьют лёгкие деревянные молоточки по туго натянутым струнам. Задача педагога в
такие моменты состоит в том, чтобы поддержать эту божественную искру в ученике,
не дать ей пропасть незамеченной.
А вот другой ученик третьего класса Денисов Алёша
любит играть под метроном, что способствует развитию ритма. Его завораживает
музыкальный ритм произведений композиторов-классиков И. Баха, В. Моцарта и композиторов-романтиков
Р. Шумана, П. Чайковского и чувашских композиторов Г. Воробьёва, В. Ходяшева, с
произведениями которых он ежегодно успешно выступает на праздничных концертах.
Под руководством педагога старшие мои ученики
выполняют мультимедийные презентации о творчестве композиторов, произведения
которых они исполняют. Так, Осипова Таня выполнила презентацию о композиторе В.
Калиникове, Паркина Катя о И. Бахе, Гаврилова Аня о Л. Бетховене, Нестерина
Маша о чувашском композиторе Г. Воробьёве. Эта ученица ежегодно выступает на
чувашском городском фестивале искусств
«Çурхи хаваслăх», проводимом на базе нашей школы. Художественный образ
здесь обогащает также и элемент сценического искусства - национальный чувашский
костюм, вышитый чувашским орнаментом и обшитый звенящими монетами.
Всё это будит воображение и помогает развивать
исполнительскую волю ученика, повышает любовь к публичным выступлениям,
помогает быть успешным в жизни. Доктор искусствоведения, профессор Д.
Кирнарская писала: «Умение держаться на сцене – это школа жизни», «Для чего
учиться музыке? - Чтобы быть лучшими в любой профессии».
Таким
образом, создание благоприятной сенсорно
– развивающей среды с использованием
здоровьесберегающих технологий способствует развитию духовно-нравственного
потенциала учащихся.
|